Можно ли воспрепятствовать реорганизации должника?

Выигрыш в судебном споре и получение исполнительного листа, к сожалению, не гарантирует получение взыскателем присужденных денежных сумм.
Нередко должники – юридические лица с целью уклонения от исполнения исполнительного документа или с целью затягивания процедуры взыскания проводят неоднократные реорганизации.

Это выглядит следующим образом: получив исполнительный документ, взыскатель предъявляет его к исполнению. Когда истекает срок для добровольного исполнения, должник проводит свою реорганизацию и передает задолженность по этому исполнительному документу вновь созданному юридическому лицу. В связи с произошедшей реорганизацией, судебный исполнитель вынужден прекратить исполнительное производство и возвратить исполнительный документ взыскателю. Последнему ничего не остается, кроме как обратиться в суд с заявлением о замене должника. С учетом времени на рассмотрения судом заявления о замене должника и вступления данного определения в силу, общая продолжительность безрезультативно потраченного взыскателем времени на взыскание составляет 2-4 месяца. При предъявлении взыскателем нового исполнительного документа, должник может повторить процедуру и не один раз. Известны случаи, когда должник, используя данную процедуру, годами уклонялся от исполнения.

Возникает закономерный вопрос – почему взыскатель или судебный исполнитель не могут воспользоваться мерами по обеспечению иска или обеспечению исполнения.

Так, в силу ст.60 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» мерами по обеспечению исполнения исполнительного документа являются, в том числе, запрещение должнику совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа.
Аналогичный запрет предусмотрен и в качестве меры по обеспечению иска, предусмотренной ст.116 ХПК Республики Беларусь.

Однако, все обеспечительные меры сводятся на нет позицией Министерства юстиции Республики Беларусь и практикой судебных органов.
Письмом Министерства юстиции Республики Беларусь №10-10/7710 от 22.10.2010 года, направленным в адрес главных управлений юстиций, разъясняется, что принятые судами обеспечительные меры в виде запрета регистрации изменений в учредительные документы не могут быть исполнены регистрирующим органом, а направляются туда лишь для сведения.
Министерство юстиции посчитало установление судом или судебным исполнителем таких запретов, не соответствующим требованиям Декрета Президента Республику Беларусь №1 от 16.01.2009 года.

Так, в силу ч.4 п.24 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республику Беларусь №1 от 16.01.2009 года, неосуществление либо отказ в какой-либо форме по основаниям, не предусмотренным в части первой настоящего пункта, в государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, не допускается.
Согласно ч.1 п.24 приведенного выше Положения уполномоченный сотрудник регистрирующего органа не осуществляет государственную регистрацию субъектов хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры - для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, в случае:
непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных настоящим Положением;
оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Поскольку запрет судебных органов или органов принудительного исполнения к основаниям для отказа в осуществлении государственной регистрации субъектов хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц, не отнесен, то по обоюдному мнению Министерства юстиции Республики Беларусь и Верховного Суда Республики Беларусь, судебные постановления и постановления судебных исполнителей направляются в регистрирующие органы «для сведения» и не могут влечь отказа в регистрации реорганизации недобросовестного должника.

Исходя из нынешней судебной практики, произведенная реорганизация должника при наличии запрета, будет являться основанием для удовлетворении исковых требований взыскателя о признании недействительной государственной регистрации реорганизации должника.

Вместе с тем, не совсем понятна логика судебных органов и Министерства юстиции Республики Беларусь в разрезе того, как подача иска взыскателем может помочь последнему защититься от недобросовестного должника. Во-первых, от начала предъявления такого иска до момента вступления решения в законную силу в лучшем случае пройдет три месяца. Во-вторых, даже в случае признания недействительной государственной регистрации субъекта хозяйствования, должнику ничего не препятствует реорганизоваться еще раз. В этом случае вся процедура начнется сначала, без каких-либо гарантий, что впоследствии должник не реорганизуется еще несколько раз.

Эта проблема, на наш взгляд, существует из-за слишком дословного трактования нормативного акта.
Действительно, основанием для отказа в осуществлении государственной регистрации являются:
1)непредставление в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных настоящим Положением;
2) оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
3) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Вместе с тем, достаточно воспользоваться комплексным подходом к пониманию нормативного акта, чтобы найти выход из этой ситуации.

Так, основанием для отказа в регистрации может служить факт оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства.

Согласно п.19 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республику Беларусь №1 от 16.01.2009 года заявление о государственной регистрации составляется по форме, установленной Министерством юстиции. В заявлении подтверждается, что:
в отношении собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации, гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя, не имеется неисполненного вступившего в законную силу судебного постановления о взыскании денежных средств и (или) обращении взыскания на иное имущество, исполнительной надписи о взыскании с физических лиц, в том числе с индивидуальных предпринимателей, налогов, сборов (пошлин) и пеней, задолженности по обязательным страховым взносам и пеням в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;
для собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации либо гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя, законодательством либо судом не установлены иные запреты и ограничения на обращение за государственной регистрацией;
судом не установлены ограничения на обращение за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
сведения, содержащиеся в представленных для государственной регистрации документах, в том числе в заявлении о государственной регистрации, достоверны;
порядок создания юридического лица либо внесения изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) юридического лица соблюден, в том числе получено согласование с антимонопольным органом в случаях, установленных законодательными актами.

В случае, когда в заявлении на государственную регистрацию заявителем умалчивается о наличии перечисленных выше ограничений или обстоятельств, можно считать данный факт предоставлением заведомо недостоверной информации, что в свою очередь свидетельствует об оформлении заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства.

При наличии желания и правовой воли, можно привести еще несколько подобных правовых конструкций.
Такой подход значительно упростил бы процедуру взыскания с недобросовестных должников и значительно бы сузил последним пространство для «маневра».

В настоящее время, к сожалению, единственным выходом для взыскателя является написание заявления в правоохранительные органы о мошеннических действиях должника. Однако, учитывая необходимость для уголовного преследования системы в действиях должника, а также не желание правоохранительных органов заниматься рассмотрением подобных заявлений, данный способ является малоэффективным.

Автор: Барановский А.Ф.

Поделиться