Аренда или оказание услуг?

«Аренда рекламного пространства (часть стены в ТЦ, пол, ступени эскалатора и т.п.). Как оформлять договор: как аренду или как оказание услуг?

В настоящее время на законодательном уровне вопрос о правовой природе правоотношений, связанных с предоставлением собственником имущества рекламного пространства для размещения внутренней рекламы не урегулирован.

Существует мнение, что оформление правоотношений по размещению рекламы внутри пространства торговых (офисных) центров, следует оформлять договорами оказания услуг по аналогии с внешней рекламой.

К этому выводу приходят авторы, исходя из анализа положений ГК Республики Беларусь об аренде и договорах оказания услуг, а также применяя аналогию Закона Республики Беларусь «О рекламе» (далее – Закон).

Хотелось бы обратить внимание на ст.29-1 Закона в соответствие с которой к отношениям сторон по договору о размещении (распространении) рекламы, за исключением отношений сторон по договору, предусматривающему размещение (распространение) рекламы на безвозмездной основе, применяются правила о договоре возмездного оказания услуг, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Исходя из формулировки приведенной выше статьи, буквально следует, что соглашением сторон может быть предусмотрена и иная правовая конструкция договорных отношений, в случае отсутствия факта оказания собственником рекламного пространства каких-либо услуг.

В силу п.3 ст.391 ГК Республики Беларусь условия договора определяются по усмотрению сторон в порядке и пределах, предусмотренных законодательством.
В случаях, когда условия договора предусмотрены нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением установить условие, отличное от предусмотренного в ней, если это не противоречит законодательству. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

В соответствии с п.2 ст.391 ГК Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами, стороны могут заключать договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Касательно темы статьи, сделать вывод о характере и виде договорных отношений, возможно лишь проанализировав присущие таким правоотношениям особенности.

Для начала определим суть арендных правоотношений и правоотношений в области возмездного оказания услуг.

Согласно ст.577 ГК Республики Беларусь по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Напомним, что согласно п.9 Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь №1 от 15.02.2012 года судам следует учитывать, что независимо от вида имущества, сдаваемого в аренду, в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды (пункт 3 статьи 578 ГК Республики Беларусь).
К данным, позволяющим определенно установить имущество, подлежащее передаче в качестве объекта аренды, относятся сведения, содержащие признаки, характеристики, индивидуализирующие (идентифицирующие) объект аренды. Примерный перечень основных данных об объекте недвижимого имущества приведен в абзаце четырнадцатом части первой статьи 1 Закона о государственной регистрации.
При оценке доводов сторон относительно условия об имуществе, подлежащем передаче (переданном) арендатору в качестве объекта аренды, хозяйственным судам на основании положений части второй статьи 401 ГК следует принимать во внимание вместе с данными, содержащимися в договоре аренды, иные сведения, указанные в документах, относящихся к договору (например, в подписанном сторонами передаточном акте, приложении к договору в виде плана, схемы, выкопировки, иной документации, содержащей признаки, характеристики объекта аренды и позволяющей индивидуализировать (идентифицировать) подлежащее передаче (переданное) по договору имущество), а также все соответствующие обстоятельства, связанные с исполнением договора.
В случае отсутствия доказательств, позволяющих определенно установить имущество, подлежащее передаче в качестве объекта аренды, хозяйственным судам следует исходить из незаключенности договора аренды в силу несогласованности сторонами условия об имуществе, подлежащем передаче арендатору в качестве объекта аренды

В силу п.1 ст.733 ГК Республики Беларусь по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, для правоотношений аренды свойственны следующие особенности:
- наличие индивидуально-определенного имущества, которое передается арендатору за плату во временное владение и пользование или только во временное пользование;
- платежи являются ежемесячными, а их расчет производится с учетом площади передаваемого пространства;
- основанием для расчета является факт пользование имуществом;

Для правоотношений возмездного оказания услуг свойственны следующие особенности:
- возмездное совершение исполнителем определенные действия или осуществление определенной деятельности;
- расчет оплаты производится в зависимости от объема и вида оказанных услуг;
- основанием для расчетов является акт оказанных услуг.

Теперь перейдем к сути рассматриваемого вопроса.
Смысл таких правоотношений заключается в том, что собственник некого рекламного пространства предоставляет на возмездной основе это пространство для размещения рекламы.
Предмет такого обязательства, на первый взгляд, схож с конструкцией договора аренды.
Предметом такой сделки будет являться некая площадь, расположенная внутри торгового (офисного) центра, которая предоставляется рекламодателю за ежемесячное вознаграждение.

Самым весомым аргументом в пользу невозможности отнесения предоставления рекламного пространства к договорам аренды является сложность, а порой и невозможность описания в договоре индивидуально-определенного объекта аренды.
В соответствии с п.1 ст. 578 ГК Республики Беларусь в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и иные имущественные комплексы, капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, их части, определенные сторонами в договоре, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Рекламное пространство, состоящее из часть стены или пола капитального строения, фактически является частью этого строения. Будет являться технически возможным описание месторасположения и площадь сдаваемого в пользование для размещения рекламы такого пространства.

Вместе с тем, в ряде случаев, четко зафиксировать (описать) в договоре пространство, где будет размещаться реклама проблематично. Это касается, в первую очередь, размещения рекламы внутри торговых (офисных) центров на растяжках, вывесках, которые закреплены к плоскости (потолку или стене торговых или офисных центров) с помощью опорных или иных конструкций (имеющих незначительную площадь соприкосновения с поверхностью стены, пола или потолка здания), размещения рекламы на ступенях эскалаторов и т.д.

К приведенным выше случаям будет не правильным применять положения об аренде, поскольку крайне сложно указать данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды, что в свою очередь может повлечь незаключенность договора.

Кроме озвученных выше особенностей, немаловажным моментом для правовой классификации вида сделки будет являться также направленность фактической воли сторон, способ предоставления рекламного пространства и объем взаимных прав и обязанностей.

Так, если собственник помещений, где будет размещаться внутренняя реклама, уже имеет оборудованные (установленные) конструкции для размещения рекламы и в перечень обязанностей последнего предполагается включить обслуживание этих мест и конструкций, обеспечение бесперебойности трансляции рекламы (доступа к рекламе), своевременное устранение различных поломок и неисправностей, периодическое обновление рекламы, то в вышеперечисленных случаях, собственник площадей в торговом (офисном) центре будет оказывать услуги по содействию в распространении рекламы.

В противоположном случае, когда собственник рекламного пространства только предоставляет такое пространство рекламодателю, а последний сам и за свой счет производит рекламную продукцию, ее монтаж, последующее обслуживание рекламных конструкций, оплату потребленных энергоносителей, то в таком случае, при условии наличия возможности правильного и полного описания в предмете договора признаков и характеристик объекта аренды, позволяющих индивидуализировать (идентифицировать) подлежащее передаче (переданное) по договору имущество), такой договор может быть отнесен к договору аренды.
В приведенном выше случае, будет отсутствовать такой необходимый атрибут договора возмездного оказания услуг, как совершение исполнителем определенных действий или осуществление определенной деятельности. Основанием для оплаты будет является не факт оказания каких-либо услуг, а факт предоставления имущества, что свойственно для договора аренды.

Вывод.
Вид необходимого к заключению договора зависит от сути возникающих между собственником рекламного пространства и рекламодателем взаимоотношений.

Если такие взаимоотношения ограничиваются обязанностью со стороны собственника рекламного пространства только предоставлением данное пространство в пользование, а месторасположение такого объекта возможно описать в предмете договора, то данные правоотношения можно оформлять договором аренды.

В иных случаях, между сторонами подлежит оформлению договор возмездного оказания услуг. Не лишним будет напомнить, что основанием для оплаты по договору возмездного оказания услуг будет являться акт оказанных услуг, или иной оформленный в установленном порядке документ, подтверждающий выполнение определенных услуг, их вид и объем.

Автор: Барановский А.Ф.

Поделиться