При доказанности каких обстоятельств можно признать недействительной реорганизацию должника?

Довольно распространенным способом уклонения должника от исполнения обязательств остается его реорганизация с отнесением на правопреемника кредиторской задолженности и неликвидных активов.
Намереваясь защитить свое право, кредитор должен знать, что формальное нарушение должником процедуры реорганизации, не всегда будет являться достаточным основанием для признания такой реорганизации недействительной.

Правовая конструкция исковых требований о признании недействительной реорганизации должника выглядит следующим образом.
В соответствии с п.26 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (далее – Положение) собственники имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации), индивидуальный предприниматель несут ответственность за достоверность сведений, указанных в документах, представленных для государственной регистрации, включая заявление о государственной регистрации.
Государственная регистрация субъектов хозяйствования, осуществленная на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующие органы, может быть признана недействительной по решению суда, рассматривающего экономические дела, с учетом характера допущенных нарушений, в том числе умышленного представления заведомо ложных сведений, и наличия ущерба, причиненного государственным и (или) имущественным интересам, гражданам и (или) юридическим лицам, а также иных обстоятельств.
Согласно примечанию к данному пункту для целей настоящего Положения под представлением заведомо ложных сведений понимается сообщение несоответствующих действительности сведений (информации), представление подложных документов о фактах, имеющих существенное значение для принятия решения о государственной регистрации.

Справочно:
Перечень сведений и информации, предоставляемых для целей государственной регистрации, приведен в п.19 Положения.
Как следует из п.19 Положения в заявлении заявления о государственной регистрации коммерческой организации подтверждается, что:
гражданин - собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не имеет непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
гражданин - собственник имущества (учредитель, участник), руководитель юридического лица, создаваемого (созданного) в форме учреждения или ассоциации (союза), не состоит на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений;
в отношении собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации, гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя, не имеется неисполненного вступившего в законную силу судебного постановления о взыскании денежных средств и (или) обращении взыскания на иное имущество, исполнительной надписи о взыскании с физических лиц, в том числе с индивидуальных предпринимателей, налогов, сборов (пошлин) и пеней, задолженности по обязательным страховым взносам и пеням в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;
на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ее ликвидации не завершен;
на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является собственником имущества (участником), руководителем юридического лица, в отношении которого судом, рассматривающим экономические дела, вынесено определение об открытии конкурсного производства и подготовке дела об экономической несостоятельности (банкротстве) к судебному разбирательству;
на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации не являлся собственником имущества (участником), руководителем юридического лица - должника, признанного экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее года;
на дату государственной регистрации гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не являлся индивидуальным предпринимателем, признанным экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее года;
на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не являлся собственником имущества (участником) юридического лица, индивидуальным предпринимателем, задолженность которого была признана безнадежным долгом и списана в соответствии с законодательными актами, с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее трех лет;
на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации не является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации (индивидуальным предпринимателем), находящейся (находящимся) в реестре коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере по основаниям, предусмотренным в абзацах втором, четвертом и пятом подпункта 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 г. N 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств»;
на дату государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации юридического лица, включенного в план выборочных проверок, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), включенного в план выборочных проверок, в связи с его реорганизацией в форме выделения, преобразования, либо изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в случае присоединения к нему юридического лица, включенного в план выборочных проверок, проведена (завершена) выборочная проверка в отношении соответствующего юридического лица, включенного в план выборочных проверок;
для собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации либо гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя, законодательством либо судом не установлены иные запреты и ограничения на обращение за государственной регистрацией;
судом не установлены ограничения на обращение за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
сведения, содержащиеся в представленных для государственной регистрации документах, в том числе в заявлении о государственной регистрации, достоверны;
представленные устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) либо изменения и (или) дополнения, вносимые в устав юридического лица (учредительный договор), соответствуют определенным законодательством требованиям для юридического лица данной организационно-правовой формы;
порядок создания юридического лица либо внесения изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) юридического лица соблюден, в том числе получено согласование с антимонопольным органом в случаях, установленных законодательными актами.

Ранее, практика судебных споров по данной категории дел имела более формальный подход к допущенным нарушениям при регистрации юридических лиц. Так, например, достаточным основанием для признания недействительной государственной регистрации юридического лица, был факт его реорганизации до истечения установленного ст.56 ГК и ст.23 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» срока на предъявления кредитором соответствующего требования.

После вступления в силу изменений, внесенных в Положение Декретом Президента Республики Беларусь от 28.02.2017 №2, акцент в предмете доказывания по таким спорам сместился с формальной стороны установления факта допущенного нарушения порядка регистрации юридического лица, на предоставление доказательств причинения убытков (ущерба) кредитору этими действиями.
Так, например, исходя из актуальной судебной практики, факт реорганизации должника без согласия кредитора до момента истечения предусмотренного законодательством тридцатидневного срока на подачу кредитором требования о прекращении обязательства в связи с реорганизацией юридического лица, а также до погашения задолженности перед кредитором не является бесспорным основанием для удовлетворения исковых требований кредитора о признании недействительной государственной регистрации вновь созданных юридических лиц.

Как следует из кассационной практики, заявленные кредитором исковые требования о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации, могут быть удовлетворены при доказанности в совокупности следующих обстоятельств:
- факта причинения кредитору оспариваемой реорганизацией ущерба;
- факта осуществления регистрации на основании заведомо ложных сведений, представленных в регистрирующий орган.
При этом, наличие данных обстоятельств (фактов) должно иметь место на момент совершения государственной регистрации реорганизации должника.

Таким образом, при обращении в суд с требованием о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, возникшего в результате реорганизации, истец должен доказать, что оспариваемая государственная регистрация в момент ее совершения нарушала права кредитора и повлекла для него негативные последствия в виде причиненного ущерба.

На заметку
Следует также иметь ввиду, что в том случае, если по разделительному балансу не представляется возможным определить какое из юридических лиц и в какой части является правопреемником обязательств, данное обстоятельство не является основанием для подачи иска о признании недействительной реорганизации должника.
В этом случае для должника наступают последствия, установленные п.3 ст.56 ГК Республики Беларусь (если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного хозяйственного общества, возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам этого общества перед его кредиторами).

Автор: Барановский А.Ф.

Поделиться